Андрей (dront) wrote,
Андрей
dront

Ох уж эти клавиши...

Ещё я очень люблю буги-вуги и блюзы, исполненные на пианино. В этой музыке ощущается запах прокуренных бутлегерских притонов Чикаго и вкус дешёвого виски, узнаются приметы того времени, когда музыканты и гангстеры носили одинаковые длинные однобортные пиджаки в узкую светлую полоску. А в кармане музыканта можно было обнаружить нож, кастет или револьвер.
Вот вам блюз Отиса Спэнна, одного из лучших блюзовых пианистов всех времён и народов
Otis In The Dark 6,63 мб.

Отис Спэнн родился 21 марта 1930 года в Белзони, штат Миссисипи, в семье музыкантов: его отец, Фрэнк Спэнн, был проповедником и играл на фортепиано в церкви, а мать, Джозефин Эрби, пела и играла на гитаре - в молодости она выступала вместе с Бесси Смит и Мемфис Минни. Однако Отис утверждал, что решил стать пианистом вовсе не из-за родителей: его вдохновил на это скромный тапер из местного бара по кличке Пятница Форд. По его словам, это был гениальный музыкант.
Иногда он сажал маленького Отиса к себе на колени и пытался учить его играть, но пальцы еще не слушались мальчика. К сожалению, Пятница Форд умер, когда Отису было всего восемь лет, но тот на всю жизнь запомнил его уроки, и позже играл именно так, как его учил маэстро. Фрэнк Спэнн одобрил выбор сына и даже купил ему собственное пианино. Правда, Джозефин была против блюза: верующие считали, что эта музыка "от дьявола" - но переспорить отца ей не удалось. Фрэнку нравилось, как играет его сын. Однажды они просидели у пианино три ночи подряд: Отис играл отцу все блюзы, какие только мог вспомнить.
В том же году восьмилетний Отис выиграл первый приз в 25 долларов на музыкальном конкурсе в Джексоне, Миссисипи. В 14 лет он уже работал с группой в барах и на танцах. В это же время он брал уроки у своего земляка Кута Дейвиса и у Little Brother Монтгомери, и слушал записи Биг Масео Мерриуэзера, который оказал определяющее влияние на его манеру. Попутно он научился играть на гитаре и гармошке. В старших классах - Отис учился в Джексоне в Campbell Junior College - он занимался футболом и боксом и был обладателем Золотой Перчатки.
Когда Отису исполнилось 17 лет, его мать умерла, и он уехал в Чикаго. Он устроился работать штукатуром и играл по ночам; вскоре его призвали в армию. Отслужив в Германии и Японии, Отис вернулся в Чикаго и вскоре собрал свой состав. Иногда он так же играл с Луи Майерсом и Моррисом Пежо.
В это время Отису выпала блестящая возможность брать уроки у кумира своего детства - Биг Масео. Он перенял у Масео как его яркую, живую фортепианную манеру, так и чуть меланхоличные оттенки голоса. В 1946 году Масео перенес инсульт, и с тех пор его здоровье заметно ухудшилось. Спэнну подчас приходилось выступать вместо него, а на некоторых записях он даже играет за Масео партию одной из рук.
Будучи учеником Масео, Отис, однако, никогда не был его подражателем. Его творческая энергия была беспредельна. Впоследствии именно ему удалось сделать пианино равноправным, а потом и важнейшим инструментом чикагского блюз-бэнда. В басу он создавал плотную, рокочущую стену звука, в то время как правой рассыпал яркие импровизационные пассажи. На концертах он подолгу мог скромно держаться позади остальных, а потом вдруг ошеломить публику виртуозным соло.
Спэнн присоединился к бэнду Мадди Уотерса в 1952 году, и с тех пор состав из двух гитар, гармошки, баса, ударных и пианино становится традиционным для чикагского блюза. Однако Отис был для Мадди не просто одним из музыкантов: "У него потрясающе ритмичная левая рука, и он чувствует блюз прямо кончиками пальцев, - говорил Мадди. - И сколько от него драйва! Я верю в него как в самого себя!"
Вначале Отису пришлось нелегко: он долго не мог приспособиться к стилю Мадди, который любил играть с оттяжкой. Обсуждая это, они иногда садились в машину и кружили по городу до самого утра: "Он подъезжал к моему дому, парковался у входа и доставал бутылку виски, - вспоминал Мадди. - Я садился к нему и начинал рассказывать, очень подробно, что и как ему играть, когда я пою блюз". Позже они так сдружились, что стали называть друг друга братьями. (Долгое время журналисты действительно считали, что Отис Спэнн - сводный брат Мадди Уотерса. На самом деле никакого родства между ними не было). "Отис Спэнн - это моя надежда", - с любовью говорил Мадди.
Несмотря на свою привязанность к Мадди, Отис Спэнн никогда не отказывался записаться с кем-нибудь еще. Зная, что Отис способен улучшить любой состав, Вилли Диксон регулярно приглашал его на "Чесс", так что его фортепиано можно услышать на пластинках практически всех прославленных чикагских артистов: Литтл Уолтера, Хаулин Вулфа, Санни Бой Уильямсона, Бадди Гая, Бо Дидли и Чака Берри.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments